среда, 20 августа 2008 г.

Философы 19-го века о смехе и остроумии

Александр Бейн в книге "Эмоции и воля" определил смех как выражение торжества победы над врагом. Но он же указал еще на функцию смеха как средства умственной разрядки, отдыха, снятия напряженности. Смех настолько связан с радостью победы, что превратился в выражение радости вообще.

Во второй половине 19 века Герберт Спенсер обратился к структуре ситуаций, вызывающих смех. По Спенсеру смех вызывается не только приятными чувствами. Сардонический и истерический смех связаны с отрицательными переживаниями.
Комический смех Спенсер объясняет по-другому. Комическое всегда означает "нисходящую несовместимость": человек ждет чего-то большого, а находит маленькое. Если же вместо ожидаемого маленького обнаруживается неожиданно большое, то возбуждается чувство удивления от "восходящей несовместимости".

Психолог Т. Рибо поместил рассуждения о смешном в трактате о психологии чувств. Все теории смеха он делит на две группы. Одни считают причиной смеха несовместимость одновременно воспринимаемых объектов мира. Другие выводят смех из чувства превосходства над окружающими. Рибо высказался за объединение всех теорий: "Психическое состояние, выражающееся смехом, заключается... в сознании какого-то несогласия, противоречия... и в сознании у того, кто смеется своего превосходства над людьми и неодушевленными предметами".

Д. Стюарт считал, что можно и должно смеяться над людскими несовершенствами при условии, что эти недостатки несущественны и по этому не вызывают ни возмущения, ни гнетущего сознания человеческой низости и развращенности. Цель смеха – развлечь и позабавить. В то же время смех – хороший помощник чувства долга.

Артур Шопенгауэр претендовал на полное и окончательное решение проблемы смеха. Ход его рассуждений таков: абстрактное знание хотя и отражает образы восприятия, но никогда не совпадает с ними. Рассудочное знание лишь приближается к чувственному познанию, как мозаика приближается к живописи. Восприятие всегда торжествует над мыслью; победа чувственного восприятия над абстрактным знанием проявляет себя смехом. В этом Шопенгауэр видит ключ к объяснению всех комических ситуаций.
Смех проявляется там, где осознается несовпадение понятия с реальностью. Несовпадения обусловлены тем, что за одним понятием скрывается несколько объектов, похожих, но все же различных: ведь понятие охватывает лишь часть их свойств, и наступает момент, когда внезапно становится ясным несоответствие между объектом, взятым во всей полноте его свойств, и односторонне отражающим его понятием.

У Гегеля рассуждения об остроумии самые интересные и глубокие во всей мировой литературе: он подошел к анализу остроумия как формы мышления. Остроумие как форма мышления занимает промежуточное положение между простым представлением и мыслящим разумом. Остроумие охватывает противоречие явлений, но не выражает понятия вещей – оно лишь заставляет понятие "светиться через противоречие". Светящееся противоречие между сущностью и явлением – то общее, что присуще всему остроумному. Но едва ли можно считать, что этой формулой исчерпывается природа остроумия. Слова "светящееся противоречие" сами нуждаются в расшифровке.

Ч. Дарвин подробно разбирает анатомию лицевых мускулов и анализирует звуки смеха. Существуют градации смеха от чуть заметной улыбки до гомерического хохота.
У очень молодых семей смех служит выражением здоровья, избытка жизненных сил. Смех без причины, вопреки пословице, самый здоровый.
Будучи физиологическим выражением удовольствия, смех и сам по себе приятен, вызывает эйфорию, чувство благополучия и комфорта: "Из всех телесных движений, потрясающих тело и душу вместе, смех есть самое здоровое: он благоприятствует пищеварению, кровообращению, испарению и ободряет жизненную силу во всех органах".

В. Г. Белинский считал, что предмет комедии – случайность, лишенная разумности. В комедии отражается противоречие жизненных явлений с самой жизнью. Пустое и отживающее выдает себя за живое и необходимое.
Цель комедии – возбудить стремление к лучшему. В комедии жизнь для того и показывается нам такою, как она есть, чтобы навести нас на ясное созерцание жизни так, как она должна быть.

Чернышевский: "Комическое – это внутренняя пустота и ничтожество, прикрывающееся видимостью глубокого содержания и значимости". Чернышевский анализирует и психологию восприятия смешного: "Впечатление, производимое в человеке комическим, есть смесь приятного и неприятного ощущений, в которой, однако же, перевес обыкновенно на стороне приятного; иногда перевес этот так силен, что неприятное почти совершенно заглушается. Это ощущение выражается смехом. Неприятно в комическом нам безобразие; приятно то, что мы так проницательны, что постигаем, что безобразное – безобразно. Смеясь над ним, мы становимся выше его".

Комментариев нет: