пятница, 15 августа 2008 г.

Философы 17-го века о смехе и остроумии

Для Декарта смех – главный признак радости. Однако радость не должна быть чрезмерной и непременно должна сочетаться с другими чувствами: восхищением, удивлением или враждебностью. Декарт выделял осмеяние, считая его выражением радости, смешанной с враждебности. Люди, обладающие физическими недостатками или ошельмованные, склонны осмеивать кого угодно. Наблюдение Декарта очень похоже на то, что в ХХ веке описал психоаналитик А. Адлер о комплексе неполноценности невротиков, которые само утверждаются, унижая и оскорбляя других.
Декарт настойчиво подчёркивал роль неожиданности и удивления в смешном. Вот почему он считал пристойным смеяться лишь чужой шутке. Ибо смеяться над своей остротой значит признавать собственное остроумие неожиданным и удивительным.

Гоббс понимал, что смех вызывается не только остроумием. Но какова бы ни была причина смеха – она должна представлять собой новое и внезапное. Тогда у человека возникает чувство ликования оттого, что он осознал нечто значительное в себе самом и сравнил это значительное со слабостью других или собственной немощью в прошлом.
Гоббс впервые высказал мысль, что смех может быть выражением радости от сознания своего умственного превосходства – мысль впоследствии развитую Н.Г.Чернышевским.

Джон Локк провел разграничение между простым суждением и остроумным высказыванием. Суждение, согласно Локку, состоит в тщательном разделении идей. Суждение обращает внимание на различие, его цель – избежать заблуждений, основанных на случайном сходстве. А секрет остроумия, прежде всего в сходстве идей и их объединении, быстром и прихотливом, которое и дает ощущение удовольствия.

Комментариев нет: