Д. Хартли анализирует смех от щекотки, то есть непрерывного чередования противоположных ощущений: болезненного прикосновения и мгновенного исчезновения боли. Смех – это ответ на "психическое щекотание". Смех – средство оценки поступков, одна из форм общения, и потому несет социальную функцию.
Руссо считал, что комедия не только бесполезна, но, скорее, вредна, ибо осмеивает уже отвергнутое и поощряет то, что неминуемо будет осуждено впоследствии.
Шотландский философ из Абедики Джеймс Битти обратил внимание на то, что остроумие не всегда вызывает смех, что есть "серьезное остроумие". Остроумно и смешно – эти понятия соприкасаются, но не совпадают. Сильный гнев и страх подавляют смех. Битти подчеркивал важность общего эмоционального фона; без этого фона смешное оказывается несмешным.
Дж. Аддисон отметил, что остроумно не всякое объединение идей, а лишь неожиданное. Кроме того, в основе остроты может лежать не только сходство идей, но и их противоположность.
Иммануил Кант рассматривал "игру идей" как источник удовольствия и смеха. При восприятии шутки непременно имеет место разрядка напряженного ожидания. Он отличал способность суждения от остроумия. Дело первой – замечать различия в многообразном, дело второго – замечать тождество многообразного. Кант разделил всех людей на четыре группы. Умные обладают способностью суждения и остроумием. Способность суждения, не подкрепленная остроумием, создает так называемых "умников", а остроумие без способности суждения – столь же утомительных остряков. Наконец, четвертые – не обладают ни способностью суждения, ни остроумием – это дураки.
Шамфор писал, что "наименее полезно прожит тот день, который мы провели, ни разу не засмеявшись".
понедельник, 18 августа 2008 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий