вторник, 21 октября 2008 г.

Философы 20-го века о смехе и остроумии

В начале века большую известность приобрела книга Анри Бергсона, посвященная природе смеха. Бергсон начинает с того, что все смешное должно быть "человечным". Живые и неодушевленные предметы смешны, если напоминают о чем-то человеческом.
Разбирая социальные функции смеха, Бергсон начинает с простого случая: прохожий споткнулся и упал – над ним смеются. Он не сумел обойти препятствие, не смог приспособиться к новой ситуации (камень на дороге) и продолжал прежнюю линию поведения, проявив отсутствие гибкости, или "социальное упрямство". Во всех случаях смешного – от примитивных шуток до тонкого комизма характеров – везде можно обнаружить отсутствие гибкости, эластичности, приспособляемости.
Назначение смеха – постоянной угрозой нависать над человеком, корректируя его социальное поведение. Поэтому смеются над пороками, промахами, просчетами и ошибками, а, случается, и над добродетелями. Главный критерий не в том, серьезен ли недостаток, а каким образом в нем проявляется отсутствие гибкости.
Смех – мера человеческого стремления к самоутверждению. Смех способствует исправлению общественных пороков. Но он приводит к исправлению пороков не всегда, а лишь в среднем.

Петербургский врач И. Д. Щербак изучал механизмы перехода психологических феноменов в реакцию смеха. Выделил девять видов смеха: 1) После минувшей опасности; 2) После освобождения от долгого стеснения; 3) От действия холода; 4) От действия ядовитых веществ (алкоголь, веселящий газ); 5) Истерический смех; 6) Смехоподобные явления в начале эпилептического припадка; 7) От радости и удивления; 8) От щекотки; 9) Смех иронический и юмористический, а также возникающий при наблюдении комических положений, странности, низости.

Венский врач-психолог Зигмунд Фрейд понимал, что искать разгадку смеха в сосудистых реакциях мозга – бесперспективное занятие. Адекватным уровнем исследований он считал мозговую нейродинамику. Он считал остроумие проявлением основных врожденных стремлений – проявлением полового и разрушительного инстинктов. Остроумие – по Фрейду – такое же средство привлечь к себе самку, как красивый павлиний хвост, яркий петушиный гребень, великолепные оленьи рога, любовные пляски животных, соловьиное пение, могучий торс и тугие мышцы атлета. Едкая острота по адресу врача и соперника – это нечто вроде его символического убийства, поскольку уничтожить его в буквальном смысле нельзя из-за моральных преград или страха перед возмездием. Но, чувствуя, что такого деления недостаточно, Фрейд упоминает, что есть еще остроумие цинически святотатственное – протест против ограничений, налагаемых религиозной и общественной моралью, и остроумие скептическое – сомнение в надежности познания.
З. Фрейд последовательно проводил различие между чувством юмора и остроумием. Остроумие экономит психическую энергию, ибо снижает необходимость тормозить свои агрессивные побуждения. Остроумие – отдушина для враждебных чувств, если эти чувства не могут быть "излиты" другим способом, а также отдушина для разрядки полового возбуждения.
Наконец, чувство юмора, обнаруживая смешную сторону любого явления, в том числе и неприятного, преобразует боль и гнев в улыбку и смех. Это экономия чувств.

Комментариев нет: