четверг, 23 октября 2008 г.

Психологическая структура чувства юмора

Многие события окружающей действительности воспринимаются как естественные, логичные, правильные – в силу привычки, почти автоматически. Люди далеко не в одинаковой мере наделены способностью разрушить привычный автоматизм восприятия и разглядеть в "нормальных" поступках и взаимоотношениях людей нелепость и алогизм. Если человеку удается разглядеть неожиданно нелепое и поэтому смешное в повседневном и давно примелькавшемся, то перед ним стоит еще задача донести это смешное до аудитории, заставить другого человека также разглядеть и восприять смешное. "Разжевывание" не годится: оно убивает смех. Для того чтобы читатель активно воспринял "юмор объективной действительности", пользуются разными приемами – преувеличением, эксцентрикой, введением в число действующих лиц (если речь идет о комедии) людей, обладающих "невинным" взглядом на вещи.
Чувство юмора обычно проявляется в умении отыскать смешную черточку там, где, казалось бы, нет ничего смешного. Это умение отыскать смешное в несмешном, комическое в серьезном не у всех одинаково развито, хотя в жизни смешное и трагическое не только соседствуют, но и иногда неотделимы.
Нетрудно отыскать смешное в самой неприятной ситуации, если в ней оказался кто-нибудь другой. Проявить чувство юмора, когда несчастье постигло тебя самого, - вот, пожалуй, настоящий пробный камень для чувства юмора.
Чтобы подняться над трагической ситуацией и уловить в ней комизм – для этого нужна большая сила духа. Но в то же время чувство юмора в высшем проявлении – в способности пошутить также и над собой – становится источником душевной бодрости. Воспитывая у ребенка чувство юмора, тем самым закаляют его, делают более стойким к грядущим жизненным бурям.
"Чувство юмора" и "чувство сострадания" имеют что-то общее, хотя их не приходится встречать вместе. Чтобы уловить это общее, нужно проследить за развитием сознания у ребенка. На некоторой ступени развития он оказывается в состоянии представить себя на месте другого (так называемая эмпатия) и силою воображения "перенести" чужую боль на себя. Именно в этот период формируются такие чувства, как жалость и сострадание. Однако, ребенок может проделать и обратную операцию, более трудную – представить и свои поступки. Эта способность и есть база для формирования чувства юмора, позволяющего отыскать смешное в себе самом. Но эта способность не всегда реализуется в процессе воспитания. Таким образом, психологические предпосылки формирования чувства юмора и чувства сострадания очень близки.
Не случайно писатели, которые в большей мере обладали чувством юмора, были и высоко гуманными людьми. Трудно представить юмориста-человеконенавистника. "Возбуждение сострадания и есть тайна юмора", - писал Достоевский. Точка зрения, будто все юмористы гуманны, а сатирики злобны, давно отброшена как несостоятельная. Структура чувства юмора, этого психологического свойства, такова, что оно часто сочетается с чувством сострадания.
Нужно разложить чувство юмора на элементы и обнажить его структуру, чтобы понять, каким образом оно обеспечивает душевный комфорт в тяжелой ситуации. Вначале необходима интеллектуальная оценка событий и "отчуждение", позволяющее взглянуть на себя со стороны, уловить смешную сторону ситуации и отыскать смешное в себе самом. Лишь после этого происходит смещение "эмоциональной равнодействующей" в положительную сторону. Если человек к тому же остроумен, то в этой неблагоприятной для него обстановке он может создать словесную остроту. Чувство юмора и остроумие в таком случае кажутся слитыми воедино.
Разумеется, одной только способности к отчуждению, умения видеть со стороны еще недостаточно. Да и сострадательные люди не всегда наделены развитым чувством юмора. Ведь это целый комплекс душевных качеств. Чувство юмора сочетается с самокритичным умом, с уверенностью в своих силах. Ф. Энгельс считал ощущение своей силы одной из предпосылок чувства юмора. Другая предпосылка – способность видеть вещи под неожиданным углом зрения; эта же способность является составной частью творческого мышления. Причины способности шутить вообще достаточно глубоки. Лишь у части людей отсутствует "внутренний цензор" с жесткой установкой "как бы чего не вышло". Попытка подражать такому стилю непринужденности и внутренней свободы производит впечатление развязности и дурного вкуса. Потому что стиль этот идет именно от внутренней раскрепощенности. Он требует и уверенности в себе (не самомнения!). Но важна также способность перешагнуть через привычные рамки, сковывающие мысль, а эта способность является свойством личности. А личность воспитывается в обществе.

Комментариев нет: