Н.Гартман говорил, что комическое – наиболее сложная проблема эстетики. Действительно, смех – как ртуть. Он легко ускользает из-под рук теоретика. В этом трудность, но не безнадёжность исследования природы комического.
Каковы особенности чувствующего юмор ума, каковы особенности духовного склада остроумного человека? Точно так же как глаз человека сформирован солнцем, так и чувство юмора – субъективная копия объективного комизма.
Чувство юмора – одна из форм эстетического чувства. Эстетическое чувство особо активно по отношению к осваиваемой им действительности. Оно её формирует или деформирует в соответствии с задачами художественной практики. Оно освещено фантазией человека и склонно к ассоциативному восприятию предмета и к метафорическому сличению его со знакомыми, накопившимися в опыте впечатлениями. Эстетическое чувство – субъективный аналог эстетических свойств объективной действительности.
Подлинное чувство юмора всегда предполагает:
Во-первых, высокие эстетические идеалы у остроумных людей. Иначе юмор превращается в цинизм, сальность, пошлость, скабрезность. При восприятии комического особая активность эстетического чувства проявляется в форме самостоятельного противопоставления эстетического идеала осмеиваемому явлению.
Во-вторых, по меньшей мере слабо развитую, стихийную диалектичность, если не понятий, то хотя бы эмоций, то есть способность или разумом и чувствами вместе, или хотя бы одними духовными чувствами в самой общей и нетеоретической форме схватывать противоречия действительности.
В-третьих, живой ум, остро и быстро (мгновенно) схватывающий противоречия в их эстетической форме. Это ум, заостряющий противоречия и заставляющий понятия светиться через противоречие.
В-четвёртых, жизнерадостность, жизнелюбие, весёлость, не исключающие критический склад ума и способность к эмоционально-критической оценке явлений. При этом критика опять-таки опирается на некоторую всеобщую положительную точку зрения, на идеал. Иначе юмор вырождается в скепсис, во вселенский нигилизм.
В-пятых – эстетически развитый ум, способный быстро и критически оценивать явление в целом с его качественной стороны, в его существе, а не в его частностях, в его широком общечеловеческом, а не непосредственно утилитарном значении.
В-шестых – ассоциативный ум, склонный к богатым, разнообразным, неожиданным сопоставлениям, вырывающий явления из привычных связей.
Остроумие – активная, творческая форма чувства юмора. Юмор – способность к восприятию комизма, остроумие – к его творению.
Остроумие – это человеческая духовная щедрость, это талант незаурядный, ценный, общественно значимый, состоящий в способности так афористически заострять реальные противоречия действительности, чтобы нагляден и ощутим стал их комизм, - это способность концентрировать комическое.
Освоение действительности, всякий акт творческого вдохновения, созидательный труд человека – открытие научного закона, создание художественного произведения, строительство, сооружение, выделывание нужной людям, полезной и красивой вещи – доставляют творцу, будь то учёный, художник или рабочий, истинное эстетическое наслаждение. Смеясь, сознавая комическое, человек осваивает определённые стороны объективного мира, и потому этот процесс сам по себе доставляет огромную радость, даёт эстетическое наслаждение.
Комическое доставляет эстетическое наслаждение, так как, воспринимая его, человек непременно приобщается к идеалу и возвышается над объектом осмеяния. Смех реально, а не мнимо возвышает человека над явлением. Пробуждение чувства собственного достоинства и возвышение субъекта над объектом осмеяния – источник эстетического наслаждения.
Комическое в искусстве всегда включает в себя высокоразвитое критическое начало. Смех – эстетическая форма критики. При этом цель, накал, направление критики, соотношение утверждающего и отрицающего начал могут быть различны.
То, что общество начинает осмеивать, оно стремиться исправить или уничтожить. Чем громче смех, чем он саркастичнее, тем непримиримее критика, тем решительнее отрицание.
Истинное остроумие человечно. Ему враждебно всеобщее слепое отрицание и беспощадное разрушение. Основание остроумия – не вселенский нигилизм, а высокие эстетические идеалы, во имя которых и ведётся критика. Поэтому смех – сила, столь же отрицающая, сколь и утверждающая. Он служит демократизации общества. Когда это демократизирующее, поднимающее и развивающее формы общественности воздействие истинного смеха проявляется остро и непосредственно, тогда он прямо и непосредственно выступает как сила, открыто враждебная всем формам неравноправия, деспотизма, узурпации, самовластия, фюрерства.
Смех гуманен: он утверждает всё общественно ценное в современности и отрицает всё бесчеловечное.
Неуспокоенность на достигнутом сегодня и желание лучшего, большего завтра – святое и созидающее чувство. И остроумие – одна из форм такого творческого самовоскрешения людей, созидающего недовольства собой и действительностью. Самокритика – вечная категория развития социально здорового общества, и потому для такого общества важен бескомпромиссный самоанализ, самокритическое совершенствование, раскрытие недостатков во имя их устранения.
В заключение хочется всё же сказать, что комическое – смешно, но не всё смешное комично. Смех – всегда реакция личная и не всегда общественная. Смех не всегда признак комического и даже не всегда собственно эстетическая реакция человека. Никакое явление нельзя рассматривать однозначно, но лишь в совокупности с другими.
четверг, 8 апреля 2010 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий